Статья

Тренды «облаков»: сервисы как коммуналка, переход на телекомплатформы, распределенная защита

Облачные технологии Конференции
мобильная версия
, Текст: Павел Притула

Бизнес уже созрел для миграции на сервисы внешних провайдеров, поэтому главная тема ежегодной конференции CNews Conferences и CNews Analytics по облакам сместилась от «воспитания» заказчиков в сторону технологического визионерства. Собравшиеся на круглом столе представители вендоров, провайдеров и заказчиков обсудили векторы дальнейшего развития облачной индустрии вплоть до открытия новых сред для передачи данных. Одновременно поднимались и старые темы насчет ответственности провайдеров, регулирования отрасли и нехватки специалистов, которые обсуждаются уже не первый год.

Рынок вступил в новую фазу развития, когда заказчики уже достаточно хорошо осведомлены о преимуществах облаков, но их проникновение по-прежнему остается на достаточно низком уровне, что позволяет отрасли динамично развиваться. По разным оценкам, выручка от поставки облачных решений в 2014 г. выросла на 20–35% в рублевом исчислении. Согласно последнему рейтингу CNewsSaaS, совокупные доходы 25 крупнейших поставщиков облаков увеличились на 29%. По мнению заместителя главного редактора CNews Александры Кирьяновой, выступившей со вступительным словом, есть несколько причин, объясняющих положительную динамику рынка. Во-первых, это сравнительно новый сегмент ИТ, а рост с нуля всегда оказывается велик в относительных цифрах. Кроме того, 1 сентября 2015 г. в силу вступили законодательные ограничения на использование иностранных облаков, что привело к увеличению числа клиентов отечественных дата-центров.

Однако главная причина успеха облаков заключается в том, что заказчикам выгодно отказываться от дорогостоящих проектов по построению собственной ИТ-инфраструктуры, если есть более дешевая альтернатива от сервис-провайдеров. Руководитель ИТ-службы компании «СТА Карго» Филипп Кашкет поделился опытом того, как такой подход помогает бизнесу: «Первоначально наше руководство склонялось к идее покупки серверов с последующим их размещением по модели colocation, но расчеты показали, что логистическая фирма на этапе стартапа не может себе позволить покупку дорогостоящего железа. Выбор облачной модели дал нам возможность направить инвестиции на развитие ключевых направлений бизнеса, например видеонаблюдения для водителей или системы контроля и доступа для складов (СКУД)».

Как выяснилось во время круглого стола, существует не только внутренний запас роста, но и возможность привлечь в Россию заказчиков из других стран. Директор проекта «Восток» En+ Group Александр Сергеев рассказал, что его компания совместно с Huawei и «Ланит» собирается построить в Иркутске дата-центр на 1800 стоек, рассчитанный на китайских заказчиков. По его словам, за счет дешевой электроэнергии стоимость процессинга данных в Сибири в 4–5 раза ниже, чем в Гонконге, и на 20% ниже, чем на Севере Китая в регионе Внутренняя Монголия. «В Россию выгодно выносить данные, которые не требуют постоянного доступа, например, это резервные копии или сервисы телемедицины, когда российские врачи расшифровывают рентгеновские снимки, и отправляют данные назад в КНР».

Облачный гипермаркет

Как ни странно, рост популярности облаков и увеличение предложения создают сложности для потенциальных заказчиков. Во-первых, не всегда очевиден выбор конкретного решения из множества вариантов. Во-вторых, поддержка и оплата по каждому продукту производится отдельно. Кроме того, решения различных провайдеров не всегда совместимы между собой, что приводит к созданию лоскутной ИТ-инфраструктуры, где каждый сегмент функционирует независимо от других.

В результате на рынке появляются посредники, которые перепродают облачные сервисы конечным клиентам, добавляя к ним единый биллинг и общую систему техподдержки. Заказчику выделяется отдельный менеджер, который занимается вопросом интеграции различных облачных продуктов. «Потребители заинтересованы не в отдельных услугах, а в пакетах решений, которые совместимы между собой», – объяснил Евгений Куртуков, руководитель отдела поддержки и развития продаж компании Axoft. По его словам, такие ресселеры работают по принципу мелкооптовых магазинов cash&carry, а схема оплаты напоминает расчеты за услуги ЖКХ: «Облачные посредники предлагают расчеты по принципу коммунальных платежей за ИТ – клиент платит определенную сумму и получает взамен пул работающих сервисов».

При этом в сложной цепи оказания облачных услуг достаточно трудно определить виновника отказа в работе сервиса. «Только в 30% случаев проблема с облачным сервисом вызвана сбоями у сервис-провайдера. В остальных случаях вина лежит на операторе связи или самом клиенте», – рассказал генеральный директор Wellink Владимир Лёвин. Чтобы избежать длительных поисков проблемных участков, были разработаны специальные системы мониторинга, которые позволяют контролировать качество услуги от ядра сети до клиентского офиса и в проактивном режиме, выявляя возможные сбои.

Три волшебные буквы

Из факторов, сдерживающих развитие облачной инфраструктуры, прежде всего следует отметить ограниченную пропускную способность каналов связи. По словам Алексея Шалагинова, директора по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД компании Huawei, скорость прокладки новых кабелей в мире составляет 1300 метров в секунду, однако пропускной способности каналов все равно не хватает из-за еще более высоких темпов роста трафика и объема обрабатываемых и хранимых данных. В среднесрочной перспективе он не исключил открытие новых технологических сред передачи данных, которые позволят решить эту проблему.