Статья

18 мимических мышц лица обеспечили популяризацию ВКС

Телеком Инфраструктура
мобильная версия

Алексей Королев, генеральный директор компании Mind, поделился с CNews своим видением текущего спроса со стороны бизнеса на системы видеоконференцсвязи, описал перспективы сегмента. По его мнению, лидерство будет отдано видеосервисам на базе программных решений.

CNews: По вашему мнению, когда видеоконференцсвязь станет одним из обычных инструментов для бизнеса?

Алексей Королев: В 2013 году исследовательская компания Redshift Research опубликовала исследование, согласно которому к 2016 году видеоконференцсвязь станет основным средством делового общения. По моему мнению, будущее уже наступило, несмотря на расцвет мессенджеров.

CNews: И в чем причина опережения прогноза?

Алексей Королев: Все дело в восприятии человеком информации. Чем больше органов чувств задействовано в процессе диалога, тем лучше контакт с собеседником. Тем лучше итоговый результат. Речь не только о глазах и устах. Руки – это тоже орган восприятия, но не в том смысле, что надо ощупывать собеседника. Очень много людей что-то рисует во время диалога, улучшая восприятие собеседника и, заодно, свое собственное понимание вопроса. Кроме того, у нас 18 мимических мышц лица, несущих массу невербальной информации. Часто можно понять настрой собеседника без слов и не тратить время.

Проще говоря, при вербальном общении человек воспринимает информацию плохо. Это зависит как от канала (речь, текст), так и от особенностей восприятия человека. Я, например, хуже воспринимаю информацию на слух. Это и является основной причиной, почему люди стремятся решать важные вопросы при личных встречах. Потому что здесь важна каждая деталь, нельзя ничего упустить из виду. Но ни в коем случае не вопросы конфиденциальности. Нет ничего надежнее корпоративного контура безопасности или VPN. Записать «конфиденциальный» разговор в кафе или на природе сто крат проще.

CNews: И какое место в деловом общении вы отводите остальным средствам коммуникации?

Алексей Королев: Личная встреча – почти во всех случаях лучший способ достижения результата при деловом общении, но везде при современном ритме жизни не успеть, нужно время на дорогу. А время – это деньги. Поэтому еще долго будут использоваться все средства унифицированных коммуникаций, в зависимости от потребности. Ну зачем, действительно, вам видеоконференция, если нужно просто отменить встречу. Достаточно сделать звонок или послать сообщение.

CNews: Каким вы видите развитие систем ВКС?

Алексей Королев: Начну издалека. Решить проблему общения на расстоянии смогли еще в начале 2000-х. Не успели посадить «Конкорд», как запустили «Иридиум» и создали Cisco TelePresence, крупнейшим потребителем которого является сама Cisco. Деньги не только у нас считать не умеют. То есть, вопрос уперся в цену вопроса. Затраты на видеоконференцсвязь против выигрыша от увеличения количества «очных» встреч. История стара как мир: людям нужно дешево и сердито. Они не хотят дорого летать в Нью-Йорк за четыре часа, им оказалась не нужна связь в любой точке Земли, возможность увидеть качество бритья или макияжа у собеседника тоже оказалась спорной. Но в то же время, заметьте, бизнесу не нужно бесплатно. Бизнес не летает чартерами и не часто пользуется IP-телефонией. То есть, бизнес требует качество за приемлемые деньги, без стразов и прочей ерунды.

Алексей Королев: Все специализированные девайсы рано или поздно сыграют в ящик, либо целиком, либо в части касающейся М2М-взаимодействия

Пока производители профессиональных систем видеоконференцсвязи оттачивали мастерство, прогресс шел своим путем. В 2010 году появились процессоры Core i3, неплохие камеры, относительно стабильный WiFi и 3G. В том же году в IPhone 4G добавили камеру и «скорострельный» WiFi. И разработчики софта поняли, что будущее за софтом. Если чуть-чуть задуматься, то тут большого ума не нужно. Все специализированные девайсы рано или поздно сыграют в ящик, либо целиком, либо в части касающейся М2М-взаимодействия. В такси уже вместо счетчиков программы на телефоне, а вместо навигаторов – на планшете. В магазинах Apple кассовые аппараты уже давно прикручены к телефонам и так далее.

Если копнуть еще глубже, то будущее вовсе не за софтом, а за услугами, которые будут предоставляться посредством софта. То есть B2C-софт перестанет массово продаваться. Время Microsoft ушло безвозвратно. На горизонте 5–10 лет мы должны увидеть пышный расцвет «единорогов», оказывающих именно услуги, а не продающих софт. У нас есть свои «единороги» – Yandex, Mail.ru, Qiwi. В то же время создание софта для корпораций – это совсем другая история. Luxoft будет продолжать цвести и пахнуть.

Дальше будет еще интереснее. Фокус в том, что услуги оказываются в интернете, а не в интранете. А инфраструктура интернета обеспечивается телекомами и интернет-провайдерами. Поэтому рано или поздно они проснутся, скорее поздно, и начнут заказывать аналогичные VAS-сервисы, которые вступят в конкуренцию с сервисами «единорогов». Заказывать, а не делать, потому что содержать собственную разработку софта – это тоже самое, что и содержать собственные вышки сотовой связи.

Телекомы будут на вершине «пищевой цепочки» через 10 лет практически везде. В банковском процессинге – в том числе. А ближайшие пять лет это уж точно не время телекомов. Причина в них самих. Этим динозаврам еще повезло с глобальным потеплением. Может даже случиться так, что на инфраструктуре телекомов вырастут MVNO, которые их же впоследствии и поглотят. Поэтому сотрудничество Сбербанка с «Яндекс-Деньгами» и «Открытия» с «Киви» – это ступеньки на пути к предоставлению сервиса высокого качества. LetterOne Technology планирует инвестировать $16 млрд в телекоммуникационные и технологические активы в Европе и США. Это все звенья одной цепи.

Однако я сильно отвлекся от темы, попытавшись заглянуть в будущее на 10 лет вперед. Горизонт планирования в России – год, а то и полгода. Поэтому потребности компаний топ-100 в 2016 году можно рассмотреть достаточно кратко. В жирные годы банки приобрели дорогие решения видеоконференцсвязи разных производителей, которые требуют дорогой поддержки и часто несовместимы друг с другом. Сегодня сложились очень высокие требования к безопасности. ИТ-бюджеты сейчас у всех рублевые и в нынешних условиях сокращены на 20–40%.

Железо вроде бы полностью удовлетворяет требованиям безопасности. Можно сделать полностью закрытый контур видеоконференцсвязи в локальной сети, мышь не проскочит. Но конференция – это не общение тет-а-тет. А что знают больше двух – знают все. Кто мешает записать общение на лежащий рядом мобильный телефон? Вопросы безопасности безусловно важны, но в данном случае это не ключевой вопрос. Тем не менее предпочтительно все же обойтись без установки какого-либо софта клиенту.

Ключевой вопрос – соотношение цена/качество. Софт сейчас вне конкуренции и в России и в мире. И не просто софт, а такой, который позволяет утилизировать ранее купленный хард. Это одновременно схлопывает затраты на поддержку ранее купленного железа и ускоряет окупаемость самого софта. На Западе софт найти можно, но дорого, без поддержки и какой-либо кастомизации под клиента. На Востоке софт не пишут, пока там паяют микросхемы. Зато там уже научились делать отличное железо. Что касается качества самого софта, как, впрочем, и харда, то здесь вопрос надо задавать не производителям, а интеграторам, специализирующимся на поставках систем видеоконференцсвязи – «Крок», Polymedia, CTI, Asteros и другим.