Статья

Глава Комитета ИТ и связи Петербурга Иван Громов о приоритетах информатизации

ИТ в госсекторе
мобильная версия

Северная столица не меньше Москвы является опытным полигоном для внедрения различных инновационных проектов. С учетом разницы бюджетов этот опыт мог быть даже более полезен регионам. CNews выяснил, на чем концентрируются усилия по автоматизации «культурной столицы России», у председателя КИиС СПб И.А. Громова.

Управление информатизацией

CNews: Насколько эффективно решается вопрос координации информатизации госорганов?

Иван Громов: Этот вопрос вне компетенции региональных органов, но если судить по возникающим проблемам, система координации информатизации федеральных ведомств нуждается в коррекции. Управление на уровне Санкт-Петербурга − это прежде всего стратегическое планирование информатизации, связанное с задачами социально-экономического развития города, осуществляется координация методами нормативно-правового регулирования деятельности по информатизации, согласования расходов, консолидации потребностей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, централизованного размещения государственного заказа.

CNews: В рамках заседаний Совета региональной информатизации обсуждалась «Концепция перевода государственных информационных ресурсов в систему центров обработки данных (ЦОД)». Регионам было дано поручение до конца августа 2015 года направить в адрес Минкомсвязи России свои рекомендации по участию в пилотном проекте. Каковы ваши предложения?

Иван Громов: Преимущества централизации ресурсов информатизации несомненны − это и сокращение общих затрат на обеспечение функционирования региональной ИТ-инфраструктуры; и возможность консолидации приложений и данных в ЦОДах; использование единых форматов данных; повышение производительности, отказоустойчивости и надежности информационной инфраструктуры.

С другой стороны, возникает ряд вопросов, например, с точки зрения предоставления услуг в электронном виде. Возможна ли реализация системы ЦОДов с учетом последующего обеспечения виртуализации типовых информационных систем и рабочих мест, поддержки типовых тонких клиентов для стандартных задач с возможностью их быстрой замены? Как защитить всю систему передачи данных? Необходимо иметь ответы на эти и другие вопросы до момента принятия окончательных решений.

CNews: По итогам заседания рабочей группы в Ханты-Мансийске субъектам РФ поручено рассмотреть следующие направления развития информационного общества в регионах на 2016 год: образование, транспорт, сельское хозяйство, земельно-имущественные отношения и электронные архивы. Насколько сейчас актуальны эти направления в городе?

Иван Громов: В планах развития информационного общества мы опираемся на программные установки Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2769. По целому ряду направлений отраслевой информатизации, в том числе и озвученных на заседании рабочей группы, Санкт-Петербург имеет собственные наработки.

В сфере транспорта у нас созданы диспетчерские центры управления движением транспорта и парковками, внедрены АСУ движением общественного и частного транспорта с использованием информационно-навигационных систем. Формируется актуальная картографическая информация о состоянии автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Разработаны информационные системы, которые предупреждают участников дорожного движения в режиме реального времени о чрезвычайных ситуациях, авариях, заторах, метеорологической обстановке, в том числе с использованием мобильной связи. Внедряются системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а также инструменты дистанционной оплаты штрафов.

Гражданам предоставляются данные о расписании движения общественного транспорта, о внесенных изменениях. Можно видеть онлайн-карты загруженности дорог и фактического движения общественного транспорта. Есть возможность дистанционно оплатить свой проезд с использованием технических средств, заранее приобрести электронные проездные билеты.

Особенность Санкт-Петербурга – развитая сеть водного транспорта. К информатизации этой сферы относится мониторинг, анализ и управление движением судов, ведение единой базы данных о маршрутах и переправах, информация о расписании движения и отправления самоходных транспортных судов по маршруту. Необходимо проверять наличие лицензий на осуществление перевозок, осуществлять видеоконтроль движения судов на участках высокой интенсивности судоходства в акватории реки Нева и на реках и каналах Санкт-Петербурга. В эту же задачу входит администрирование плавания судов и контроль использования инфраструктуры водного транспорта.

Важным направлением работ является создание региональной навигационно-информационной системы для мониторинга объектов транспортной инфраструктуры с применением спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/ГНСС, геоинформационных и веб-технологий.

Мы разрабатываем новые программные комплексы для электронных архивов, чтобы дать доступ гражданам к сведениям госархивов в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. В результате можно будет использовать функции многоаспектного полнотекстового поиска, статистики и формирования отчетов, каталогизации, а также вести классификаторы и справочники, учитывать, обрабатывать и мониторить исполнение пользовательских запросов, включая фотодокументы.

Госуслуги

CNews: Знакомы ли вы с планами Минкомсвязи на новую архитектуру и Системный проект по электронному (цифровому) правительству? Есть ли понимание данной тенденции, что становится приоритетом, какие будут задачи?

Иван Громов: Да, я знаю о том, что Минкомсвязь России недавно объявила конкурс на выполнение работ по исследованию текущего состояния, перспектив развития и разработке полномасштабного Системного проекта электронного правительства Российской Федерации. Стало совершенно очевидно, что предыдущая редакция проекта 2010 года безнадежно устарела, поэтому было решено не дорабатывать ее, как предполагалось ранее, а разработать принципиально новый документ с горизонтом планирования до 2020−2025 гг. В нем необходимо отразить все аспекты использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе государственной власти с учетом современных тенденций. Вопрос о проведении бенчмаркинга и выявления лучших мировых практик с целью дальнейшего их применения в нашей стране, насколько мне известно, впервые поднимается на столь высоком уровне. Это особый показатель того, что Россия достигла должного уровня развития в сфере ИКТ.

Вместе с этим очень серьезное внимание будет уделено исследованию рисков информационной безопасности электронного правительства и выработке принципов и подходов к импортозамещению технологий и программно-технических средств. В сложившейся экономической ситуации мы должны учитывать, что расходование средств на развитие и использование электронного правительства должно быть весьма эффективным и оправданным.

В настоящее время нам доступны только материалы, касающиеся основных ключевых вопросов, которые будут решаться в рамках Системного проекта и о которых я упомянул выше. Работа над проектом идет полным ходом, необходимо дождаться ее результатов.

CNews: Ранее Вы говорили о том, что хотели бы довести все госсервисы до пятого этапа – до сдачи документов и получения результата в электронном виде. Но отмечали, что недостаточно проработаны нормативные требования для этого. Решен ли этот вопрос сейчас?

Иван Громов: Да, действительно, я говорил ранее и по-прежнему считаю одной из важнейших задачу по реализации возможности дистанционного получения заявителем электронной государственной услуги «полного цикла». Для этого нужно не только внедрить технологию приема электронного заявления через портал госуслуг, идентифицировать личность заявителя и придать юридическую значимость документам гражданина. Необходимо также обеспечить предоставление результата в электронном виде. Именно в этом и заключается суть пятого этапа перевода услуг в электронную форму, без которого частичная автоматизация отдельных этапов не даст полноценный эффект.

Ранее позиция Правительства РФ и, соответственно, региональных властей, выражалась в необходимости перевода в электронный вид максимально возможного количества услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Достаточно вспомнить распоряжение 1993-р, в котором в каждом пункте под единым наименованием той или иной государственной услуги, подлежащей первоочередному переводу в электронный вид, скрывались зачастую десятки конкретных видов региональных услуг. Однако, как показывает опыт, попытки перевести все услуги в электронный вид не приносят должного результата. Более того, такая задача априори сложновыполнима в силу особенностей многих госуслуг, которые варьируются в зависимости от специфических обстоятельств разных категорий заявителей и отдельных граждан. Кроме этого, значительное число госуслуг по законодательству обязательно должно быть завершено выдачей документа государственного образца на бумажном носителе, который нужен заявителю.

Я полагаю, что отчасти по этим причинам, оценив к концу 2013 года невысокие результаты перевода госуслуг в электронный вид и проблемы исполнения распоряжения 1993-р, Миномсвязи разработало Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Были определены приоритетными 15 федеральных и 20 региональных услуг. По сравнению с перечнем в распоряжении 1993-р список региональных услуг сократился более чем в 4 раза.

Концепция также внесла коррективы и в намеченный ранее поэтапный подход, который вместе с попыткой перевести все услуги как можно быстрее в электронный вид отошел на задний план. Вместо этого пришло понимание того, что многие госуслуги тесно взаимосвязаны между собой, так как за ними обращаются заявители, оказавшиеся в конкретной жизненной ситуации, свойственной для данной категории граждан (рождение ребенка, образование многодетной семьи, малоимущие семьи, выход на пенсию и т.д.).

В Санкт-Петербурге началась проработка вопроса возможности предоставления пакета услуг по одной из самых актуальных жизненных ситуаций – при рождении ребенка. В идеале на ближайшую перспективу мы видим перед собой цель, когда услуга будет работать по принципу «одного окна». Родители в течение получаса и при предоставлении минимального пакета документов будут иметь возможность подать единое заявление на комплекс услуг: получить свидетельство о рождении, зарегистрировать ребенка по месту жительства, внести изменения в свой паспорт, получить на ребенка полис ОМС, СНИЛС и ИНН, встать на очередь в детский сад, оформить материнский капитал, а также получить ряд причитающихся по закону социальных выплат и пособий в зависимости от льготной категории семьи. Конечно, реализация аналогичного подхода к оказанию услуг через портал – задача более сложная, так как подразумевает интеграцию федеральных и региональных электронных услуг и сервисов при взаимодействии различных информационных систем органов власти и организаций в режиме реального времени.

За весь период через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обработано более 31 млн запросов региональных органов власти к федеральным министерствам; более 800 тыс. запросов от федеральных ведомств к региональным и порядка 760 тыс. запросов между региональными структурами. Примеры взаимной интеграции региональных и федеральных органов власти через СМЭВ по инициативе субъекта РФ мне неизвестны. Требуется централизованное решение «сверху».

В настоящее время практически не существует серьезных технических или технологических препятствий, затрудняющих полноценную реализацию электронных государственных услуг. Остаются отдельные ограничения нормативного характера. Существует недостаточность финансового обеспечения проектов. Но в большинстве случаев мы сталкиваемся с проблемами, связанными с отсутствием административной воли, организационной составляющей и своевременных управленческих решений, обеспечивающих проведение совместных мероприятий и выполнение работ на межведомственном уровне. Имеются также случаи своеобразной трактовки тех или иных положений законодательства в конкретных ведомствах под предлогом поиска оснований для отказа в организации информационного обмена В первую очередь это касается предоставления персональных данных, которые требуются в ходе оказания любой госуслуги без исключения.

CNews: Получают ли федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) регулярно данные по региональным сведениям (р-сведениям)?

Иван Громов: В 2013 году в нашем городе была проведена огромная работа по разработке сервисов для предоставления сведений из государственных информационных систем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (р-сведений) в ответ на запросы федеральных органов власти с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия федерального и регионального уровней (единых СМЭВ и СМЭВ СПб). Во исполнение распоряжения Правительства РФ № 1123-р были разработаны и внедрены сервисы по предоставлению 18-ти р-сведений. В этом информационном взаимодействии участвуют 10 поставщиков данных со стороны Санкт-Петербурга и 9 потребителей данных со стороны федеральных ведомств.