Статья

Приоритеты ИТ в госсекторе: сегодня – контроль и надзор, завтра – умные города

ИТ в госсекторе
мобильная версия

Государственные ведомства и регионы продолжают развивать текущие ИТ-проекты и строят планы на будущее. Ключевым направлением развития ИТ в госсекторе в ближайшие годы станет автоматизация контрольно-надзорных функций. Расширяется государственно-частное партнерство (ГЧП). Эти и другие темы обсудили участники состоявшейся 12 ноября 2015 г. в рамках CNews Forum 2015 секции «ИКТ в госсекторе: новые условия».

По мнению Алексея Херсонцева, директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, в процессе информатизации государственных ведомств можно выделить несколько этапов. Началось все с внедрения систем электронного документооборота (СЭД) и налаживания межведомственного обмена документами (МЭДО). Затем все силы были брошены на развитие электронных государственных услуг и межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сегодня настало время заняться автоматизацией контрольно-надзорных функций, и именно это направление станет ключевым в сфере информатизации госсектора в ближайшие годы.

ИТ помогут перестать «кошмарить» бизнес

Сегодня контрольно-надзорные функции осуществляют 36 государственных ведомств, которые в 2014 г. провели около 1,7 млн проверок только на федеральном уровне, из них 800 тыс. плановых и около 890 тыс. внеплановых. Эти работы осуществляются силами более 96 тыс. штатных контролеров всех уровней. Число контрольных функций постоянно увеличивается, в то время как число контролеров сокращается. Очевидно, что в такой ситуации без внедрения специальных информационных систем качественно организовать эту работу невозможно.

Как рассказал участникам секции «Госсектор» Алексей Херсонцев, процесс информатизации контрольно-надзорной деятельности будет разбит на несколько этапов. Вначале планируется внедрить ведомственные информационные системы – в первую очередь речь идет о системах оценки рисков, позволяющих проводить выборочные проверки, а также о решениях для анализа и прогнозирования. Затем необходимо создать надведомственную ИТ-инфраструктуру и систему межведомственного взаимодействия для организации обмена сведениями. Будет реализован единый реестр, в который ведомства будут обязаны заносить все сведения о проведенных ими проверках. Минэкономразвития также планирует определить список документов, которые при проведении проверок ведомствам запрещено будет запрашивать у бизнеса. В него войдут документы, которые контролирующие органы могут самостоятельно получить, используя имеющиеся у них информационные ресурсы.

«Не секрет, что в текущих реалиях малый и средний бизнес испытывает серьезное давление от контрольно-надзорных органов, – продолжает Виктор Серебряков, директор департамента комплексных проектов группы компаний «Ланит». – Требования контролирующих органов определяются ведомственными, отраслевыми нормативными актами и часто противоречат друг другу. Более того, обжаловать их решение крайне сложно, так как у каждого контролирующего ведомства существуют свои правила и механизмы обжалования».

По его мнению, работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности можно проводить по той же схеме, которая была использована в процессе создания электронного правительства: выделить виды проверок, определить показатели их эффективности, применять риск-ориентированный подход к выбору объектов проверок и создать реестр требований к организациям, в котором должно быть четко прописано, какие контролирующие органы могут проводить те или иные проверки. Одной из важнейших задач является реализация процедуры досудебного обжалования, которой смогут воспользоваться не только юридические, но и физические лица. Для решения задач по контрольно–надзорной деятельности на региональном уровне Виктор Серебряков предложил использовать автоматизированную информационную систему лицензирования отдельных видов деятельности (АИС ЛОД) и пообещал, что в ближайшее время решение будет доработано для поддержки риск-ориентированного подхода.

Ведомственные проекты

Участники секции «Госсектор» также рассказали о проектах, которые уже реализуются в государственных ведомствах. Так, созданию «плоской сети» (вид топологии корпоративной сети – CNews) Пенсионного фонда РФ было посвящено выступление Рубена Энфиаджяна, начальника департамента управления инфраструктурой ПФР. На место локальных хранилищ данных, расположенных в каждом отделении ПФР, постепенно приходит централизованный федеральный ресурс, доступ к которому должны иметь все региональные представительства фонда. В новых условиях существовавшая ранее сеть связи типа «вложенная звезда», обслуживание которой осуществляли более 40 операторов связи, стала неэффективной.

Было решено, что ее место должна занять единая распределенная одноуровневая корпоративная сеть передачи данных (КСПД) с активным резервированием всех каналов по физически раздельным линиям связи. Новое решение должно иметь архитектуру «каждый с каждым», состоять из более 2840 узлов, автоматически переключаться на резервный канал связи в течение 50 сек, обеспечить единую систему мониторинга всех узлов. При этом резервный канал должен представлять собой физически отдельную трассу.

Эффективность «плоской сети» ПФР

Источник: ПФР, 2015

Перевод всех объектов ПФР в новую архитектуру осуществлялся сразу субъектами РФ. При этом ведомство продолжало работать в обычном режиме. В апреле-мае 2014 г. был реализован пилотный проект в Калуге, в мае-июне 2014 г. – в Омске. В июне-декабре 2014 г. КСПД была внедрена на всей территории России, а с июля 2015 г. началась ее полномасштабная эксплуатация. В результате удалось добиться снижения удельной стоимости КСПД в 4,2 раза при одновременном увеличении суммарной пропускной способности в 4,6 раза.

По словам Юрия Бутенко, начальника отдела информационных технологий Росаккредитации, основная задача ведомственной ИТ-службы сегодня – создание единого информационного пространства (операционной среды) для обеспечения текущей деятельности участников единой национальной системы аккредитации. Федеральная служба по аккредитации была образована в 2011 г. и взяла на себя часть функций 16 других ведомств. На сегодня в ведомстве внедрена СЭД, в которой создается более 100 тыс. документов в год, в том числе подготовленных полностью в электронной форме. Запущен пилот по организации МЭДО с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Реализован сервис-концентратор в СМЭВ, обрабатывающий более 70 тыс. запросов ежедневно. Создан ведомственный сайт, на котором доступны все сведения реестров. Заработал сервис электронной регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов.

Планы развития ИТ-инфраструктуры Росаккредитации

Источник: Росаккредитация, 2015

Ведомство активно участвует в пилотном проекте Минсвязи по внедрению единой системы управления кадрами, использует единую сеть передачи данных органов государственной власти и гособлако. Также Росаккредитация заинтересована в реализации проектов по модели государственно-частного партнерства.

Вячеслав Солопов: Информатизация госсектора движется в сторону систем на базе открытого кода

Вячеслав Солопов

По мнению Вячеслава Солопова, директора по консалтингу «Консист Бизнес Групп», лидеры ИТ-рынка накопили опыт в использовании свободного программного обеспечения (СПО), и сегодня кооперация в этом направлении может помочь успешно решить масштабные задачи информатизации госсектора.

CNews: Какие задачи стояли перед госсектором в сфере ИТ в последние годы?

Вячеслав Солопов: Одна из центральных и важнейших задач государства в сфере ИТ – сделать взаимодействие госорганов с населением комфортным для граждан, упростить и ускорить процессы получения госуслуг. В этой области за последние 3–4 года совершен настоящий прорыв, и интенсивная работа продолжается. Сегодня в крупных городах страны и регионах качество предоставления госуслуг населению выросло в разы: мы уже привыкли, что большинство насущных вопросов решается через МФЦ, функционирует множество информационных систем и порталов органов государственной власти. Наблюдается переход на следующий уровень развития ИТ в государственном секторе, когда на первый план выходят задачи открытости данных, межведомственного взаимодействия, поддержки принятия решений, информационной безопасности.

Читать далее

Виктор Серебряков: Необходимо изменить подход к проведению проверок

Виктор Серебряков

По мнению Виктора Серебрякова, вице-президента, директора департамента комплексных проектов ЛАНИТ, стоит изменить подход государственных контрольных органов к проведению проверок, структурировать виды контроля, сделать требования общедоступными.

CNews: Как вы оцениваете уровень автоматизации контрольно-надзорных функций госведомств?

Виктор Серебряков: Я полагаю, что уровень автоматизации пока недостаточный и работу в этом направлении нужно активизировать. По данным исследования, проведенного по заказу Минкомсвязи России, на данный момент специализированные интегрированные ИТ-системы для автоматизации контрольно-надзорной деятельности используют лишь около 30% госведомств. Лучше всего автоматизированы функции по составлению планов проверок, в меньшей степени – взаимодействие с подконтрольными субъектами и учет результатов проверочных мероприятий.

Читать далее